"Мне есть что спеть, представ перед Всевышним..." Владимир Высоцкий
25 января Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 73 года. Больше, чем эпоха. Больше, чем кумир. Больше, чем талант. В его песни невозможно не влюбиться. Его роли невозможно забыть. Трагичная и неповторимая судьба Великого Человека. Осколки ослепительной судьбы. Давайте вспомним ...
25 января - день рождения Владимира Высоцкого. Он родился в Москве в 1938 году, "Дом на Первой Мещанской, в конце" - согласно его же свидетельству из песни "Баллада о детстве".
После пребывания в эвакуации на Урале, а затем вместе с отцом в послевоенной Германии, Высоцкий поселяется в Большом Каретном переулке ("Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном..."), где и сложился дружеский круг, которому Владимир Семенович показывал свои первые песни. После окончания школы Владимир по настоянию отца поступает в Московский инженерно-строительный институт, но, проучившись в нем полгода, бросает его. Это решение он принял в новогоднюю ночь 1956 года. Они с Игорем Кохановским, школьным другом Высоцкого, решили встретить Новый год весьма своеобразно: за рисованием чертежей, без которых их просто не допустили бы к экзаменационной сессии. После боя курантов, выпив по бокалу шампанского, они принялись за дело. Где-то к двум часам ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал, взял со стола баночку с тушью, и стал поливать ее остатками свой чертеж. "Все. Буду готовиться, есть еще полгода, попробую поступить в театральный. А это - не мое...", - сказал тогда Владимир Семенович.
В 1956 Высоцкий поступает на актерский факультет Школы-студии МХАТа. После окончания Школы-студии Высоцкий попал на работу в московский театр им. Пушкина, где играл в эпизодах и в массовке. Зато в кино сыграл уже замеченную публикой роль в известной молодежной картине 'Карьера Димы Горина'.
Свои первые песни Высоцкий начал писать в начале 60-х годов. Это были песни в стиле "дворовой романтики" и не воспринимались всерьез ни Высоцким, ни теми, кто был его первыми слушателями. Спустя несколько лет, в 1965-м, он напишет знаменитую "Подводную лодку" (Лечь бы на дно, как подводная лодка, Чтоб не могли запеленговать!), о которой Игорь Кохановский впоследствии скажет: "Подводная лодка - это было уже всерьез. И я думаю, что именно эта песня заявила о том, что пора его творческой юности кончилась".
В конце 1964 г. Владимир поступил в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где работал до 1980 г. По выражению самого Высоцкого, этот театр стал для него "своим". "Ко мне в театр пришел наниматься молодой человек. Когда я спросил его, что он хочет прочитать, он ответил: "Я несколько своих песен написал, послушаете?" Я согласился послушать одну песню, то есть, фактически, наша встреча должна была продлиться не более пяти минут. Но я слушал, не отрываясь, полтора часа", - вспоминает Юрий Любимов. Так начался творческий путь Высоцкого в Театре на Таганке. Гамлет, Галилей, Пугачев, Свидригайлов - целая палитра образов, созданных вместе с Юрием Любимовым. Любимов поставит и последний спектакль с Высоцким - прощание Владимира Семеновича со зрителями...
В 1965 году Владимир Высоцкий начал петь свои песни со сцены. Сначала это были выступления с группой его товарищей актеров Театре драмы и комедии на Таганке, затем сольные. 18 января 1967 года в ленинградском клубе "Восток" состоялось его первое официальное выступление. С этого года его все чаще стали приглашать на концерты с песнями в институты, на заводы, в клубы.
Взлет его популярности приходится на выход фильма "Вертикаль" с его песнями летом 1967 года. Как актер, Высоцкий участвовал в создании 30 художественных и телевизионных кинофильмов. Но самая известная и самая любимая роль - Жеглов в телесериале "Место встречи изменить нельзя".
"Работать надо!" - была его любимая поговорка. Если бы он мог, он работал бы круглые сутки. Сон - 3-4 часа, остальное - работа. Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля, и садился за работу.
25 июля 1980 года в квартире на Малой Грузинской в четыре часа 10 минут утра сердце Владимира Высоцкого остановилось. Официального сообщения о смерти не было - в это время проходила московская Олимпиада. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: "Умер актер Владимир Высоцкий". Ни один человек не сдал обратно билет, сохранив его у себя как реликвию...
Мне меньше полувека - сорок с лишним, Я жив, двенадцать лет тобой и господом храним. Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед ним,
- это было одно из последних его стихотворений.
Прошло уже тридцать лет со дня смерти поэта, а о его «феномене» говорят по-прежнему много, ведь для большинства населения нашей страны Высоцкий - это целая эпоха, эпоха неповиновения явного, но несбыточного... Ни в песнях, ни в стихах Высоцкого мы не найдем открытых рассуждений о политике или другой какой-либо крамолы, и все же бунтарский дух сквозит во всех его песнях.
Владимир Высоцкий всегда был «вольной птицей», которая в любой момент могла «улететь» из России, но он до последнего дыхания оставался здесь, он до последнего вздоха был русским человеком, который тосковал о несбыточной и вечном, тосковал о свободе. О Высоцком можно говорить долго и много. И говорим. Каждый год по памятным датам и без дат. Ставим песни, воспоминания современникам, пишем наше восприятие Мастера. Сегодня его песни также актуальны, как и много лет назад. Даже самые нейтральные, о любви... Нам не хватает доблестных рыцарей, мы не можем подарить друг другу капельку любви... Может Высоцкий поможет?
"Кому сказать спасибо, что - живой!" - написал Высоцкий в своем известном стихотворении. Высоцкий жив и сегодня, благодаря людской памяти, питавшейся и питающейся по сей день его стихотворениями, драматургическими произведениями, киноролями, песнями...
|